Алгоритмы Яндекса: последовательное изменение

01.01.2008

К 2007 году Яндекс представлял собой достаточно современную поисковую систему, уже на тот момент обладающую потенциалом для активной конкуренции с другими русскоязычными поисковиками, в частности, Рамблером. Можно сказать, что до 2007 года система повышала релевантность поиска за счёт качественного улучшения алгоритмов ранжирования в условиях некоммерческой выдачи, а уже в 2007 году начала активно бороться с поисковым спамом. Связано это в первую очередь с тем, что такая маркетинговая стратегия как оптимизация сайта для поисковых систем перестала быть чем-то новым и малозначимым для бизнеса и превратилась в стандартный инструмент рекламы.


Коммерциализация выдачи и постоянный рост попыток коммерческого влияния на неё за счёт самых различных средств постоянно вынуждали перестраивать алгоритм для защиты от поискового спама. Из принципиальных изменений, влияющих на качество поиска за пределами бума оптимизации сайтов для поисковых систем стоит назвать, пожалуй, только пару моментов:
- В "Магадане" появился поиск по транслитерированным названиям, то есть "Microsoft" и "Майкрософт" стали синонимами.
- В "Арзамасе" появилось серьёзное георазделение, то есть учёт региона пользователя. Благодаря этому выдача для каждого города, фактически, стала своей.


Кроме того, каждый новый алгоритм "Яндекса" - это не только новый подход к вопросу оптимизации для поисковых систем, но и несколько шагов вперёд в плане удобства поиска. Поскольку "Яндекс" позиционирует себя как лучший поиск на русском языке (и обладает массой ресурсов именно для глубокой обработки лингвистической базы) это неудивительно. Ближайший конкурент - Google.ru - конечно же, может "задавить" мощностями, обширностью базы и другими количественными показателями, однако столь же тонких и гибких языковых инструментов у него попросту нет.


Алгоритмы и их основные свойства

Комплексная оптимизация сайта разделилась на оптимизацию сайта под Яндекс и оптимизацию под другие поисковые системы примерно в конце 2007 года со введением новой платформы. До мая 2008 года алгоритмы никак не назывались, а после стали получать названия городов, причём каждый новый начинался на последнюю букву предыдущего.


- 20 декабря 2007 была существенно переработана поисковая платформа. По сути, были переопределены все графы и установлена новая формула релевантности контента. Именно с этого момента стали всерьёз говорить об отдельной оптимизации сайта для разных русскоязычных поисковых систем.


- 17 января 2008 - появление нового алгоритма ранжирования. По большому счёту прошло незаметно, так как были просто "докручены" некоторые параметры.


- 18 марта 2008 - появление первого серьёзного фильтра для борьбы с коммерческими ссылками. Примерно с этого момента оптимизация сайтов для русских поисковых систем превратилась из борьбы бюджетов в серьёзную работу, требующую глубоких профессиональных знаний.


- 16 мая 2008 - появился "Магадан". За пару недель была пересобрана буквально вся выдача: основные принципы работы с "Яндексом" очень и очень изменились, что вызвало небольшую панику на рынке комплексной оптимизации сайтов. Основные изменения коснулись работы с морфологической базой: появилось распознавание транслита, URL-адрес стал фактором ранжирования, робот стал умнее в поиске "глубоко запрятанных" слов на странице и стал лучше определять склонения разных сложных форм, в частности, географических названий, торговых марок и фамилий.


- 2 июля 2008 - выше второй "Магадан", который снова слегка "перетряс" рынок. Более серьёзные требования были предъявлены к уникальности контента, а также появились новые факторы оценки коммерциализации страниц.


- 11 сентября того же года вышла "Находка". Основные изменения касались работы роботов, разбирающих контент сайта. По сути, речь идёт о принципиальных изменениях в лингвистическом блоке, которые, тем не менее, мало сказались на ссылочном графе. Поскольку именно ссылки представляли (и представляют) основной интерес при оптимизации сайта для поисковых систем, серьёзных потрясений на рынке не было.


- 10 апреля 2008 алгоритм стал называться "Анадырь". Позже он был переименован в "Арзамас" (наверное, потому что на мягкий знак городов у нас нет). Были разрешены неоднозначности в запросах, решена традиционная проблема синонимизации (ВАЗы как машины и вазы как посуда), улучшена выдача в картинках. Основное качественное изменение - разделение на регионы. Сначала речь шла только о крупных городах (общая, московская и питерская выдачи), а позже результаты стали различаться для 19 регионов. "Арзамас" несколько раз изменялся, пока формула ранжирования не устоялась окончательно. По сути, это было наиболее серьёзное изменение на рынке комплексной оптимизации сайтов, так как позволило небольшим региональным сайтам "заткнуть за пояс" настоящих "зубров" Рунета. Серьёзнейшая ситуация с выдачей длилась около трёх недель.


- 17 ноября 2008 года вышел "Снежинск", благодаря которому на сайтах теперь почти не осталось "простынь" из огромных текстов. Улучшение качества учёта поисковых параметров позволило различать действительно нужный текст и "текст ради текста", то есть не только очистило выдачу от SEO-сайтов, но и позволило повысить качество поиска за счёт продвижения идеи "сайтов для людей".


- Чуть позже, 22 декабря, появляется "Коньково". По сути, это тот же "Снежинск", но не с 19 регионами, а с 1250, что позволило сделать выдачу ещё более точной.


Общая тенденция

Таким образом, отслеживается общая тенденция развития поисковой системы за счёт смены алгоритмов: сайты для людей. Таким образом, если вкладываться не просто в "оптимизацию по конкретным параметрам", а выполнять комплексные качественные работы, рассчитанные в первую очередь на клиентов, а во вторую - на поисковые системы, то результат будет стабильно высок. Собственно, именно такой философии придерживаются наши специалисты - и именно поэтому серьёзных проблем при переходе к новым алгоритмам практически не случается.


Качественное продвижение - это в первую очередь вопрос стабильности, который не может зависеть от каких-либо частностей в формуле релевантности.



Комментарии Disqus

comments powered by Disqus